Top.Mail.Ru

Эксцизионная биопсия диспластического невуса в условиях районной поликлиники – путь к раннему выявлению меланомы кожи

3 марта 2021 г. в 15:50

Статья в журнале «Амбулаторная хирургия», стационарозамещающие технологии, №3-4,2020,сир 66-72.

Сведения об авторах:

Артемьева Надежда Георгиевна, к.м.н., заведующая хирургическим отделением поликлиники ЗАО «Центральная поликлиника Литфонда».

Романова Ольга Александровна, к.м.н., врач-онколог хирургического отделения поликлиники ЗАО «Центральная поликлиники Литфонда».

Актуальность проблемы.

Меланома кожи– опухоль с высокой смертностью, которая связана с поздней диагностикой заболевания. Диспластический невус - лентигинознаямеланоцитарная дисплазия (ЛМД) - в некоторых случаях является предшественником меланомы.

Цель исследования – подтвердить целесообразность удаления прогрессирующего диспластического невуса (ЛМД 3 степени) в целях профилактики и ранней диагностики меланомы кожи.

Материалы и методы.

В хирургическом отделении ЗАО «Центральная - поликлиника Литфонда» с 2009 по март 2020 года авторы удалили 180 пигментных образований с клиническим диагнозом «прогрессирующий диспластический невус». Больные были направлены в хирургическое отделение терапевтами, дерматологами и другими специалистами поликлиники. После консультации онколога под местной анестезией выполнялась эксцизионная биопсия невуса.

Результаты. При гистологическом исследовании выявлено 29 (16%) диспластических невусов с ЛМД 3 степени и 18 (10%) ранних меланом.

Выводы. Если эксцизионная биопсия диспластического невуса станет рутинной в практике поликлинического хирурга, то это приведет к увеличению ранней выявляемости меланомы и значительно уменьшит смертность от этого заболевания. При эксцизионной биопсии авторы рекомендуют отступление от границ образования 0,5 - 1,0 см, поскольку клинически отличить прогрессирующий диспластический невус от ранней меланомы не представляется возможным.

Ключевые слова: эксцизионная биопсия, прогрессирующий диспластический невус, раннее выявление меланом.

Алгоритм раннего выявления меланомы кожи
В хирургическом отделении ЗАО «Центральная поликлиника Литфонда» с 2009 по 2019 год была осуществлена эксцизионная биопсия 174 пигментных образований с клиническим диагнозом «прогрессирующий диспластический невус».
Результаты эксцизии пигментных образований у больных с клиническим диагнозом прогрессирующий диспластический невус.

Меланома –редкая, но опасная опухоль, возникающая из меланоцитов эпидермиса. Опухоль может возникать как на неизмененной коже, так и на фоне диспластического невуса.